7 лекций по истории моды, которые находятся в открытом доступе

Мода не существует в вакууме, ей необходимы самые разные каналы для распространения информации о новых веяниях, тенденциях и трендах.

Сейчас мода становится цикличной, и с каждым годом кутюрье предлагают нам обратиться к истории и взять на заметку идеи из гардероба наших бабушек и мам, конечно, придав ему современный шарм. Находясь в изоляции, у нас появился уникальный шанс пересмотреть наши взгляды на собственный стиль и самовыражение в одежде.

К счастью, пространство интернета предоставляет нам неограниченые возможности для изучения нового (а новое — это хорошо забытое старое). Пройдя путь от момента создания первой дизайнерской модели до сегодняшних дней вместе с историками моды и исследователями, вы сможете заново переоценить лучшие стороны каждой эпохи и, возможно, позаимствовать что-то для себя.


Для тех, кто хочет охватить лишь основные моменты и не останавливаться на деталях, предлагаем бесплатный курс «100 лет мировой моды за 100 минут». Лектором выступает Татьяна Соловей.

По ссылке вам будут доступны материалы по следующим темам:

  • В ожидании новостей: современное состояние моды
  • «Идущие смело»: новое поколение украинских дизайнеров
  • Мода как индустрия. Следствие промышленного прогресса
  • «До» и «после» гламура
  • «Страны-участницы»: развитие моды под влиянием дизайнерских и модных школ разных стран мира
  • Модные недели. Первые недели моды и формирование модных столиц
  • Новые участники моды: как субкультуры и подростковые бунты связаны с развитием моды
  • Когда «кутюрье» было комплиментом: первые дизайнеры и творческие приемы, актуальные до сих пор
  • «Я так вижу»: рождение современной моды как дизайнерского продукта
  • Была ли мода до моды

Выставка «Мода в зеркале истории XIX – XX вв.» и частного собрания знаменитого коллекционера Александра Васильева стала знаменитой благодаря бесчисленному количеству ценных исторических экспонатов. Тем более она интересна для нас, что ее можно посмотреть в свободном доступе и в повествовательной нескучной форме. Вы услышите рассказ о двухвековом преображении костюма россиян в историческом контексте и увидите интереснейшие экспонаты, а вашим гидом будет лично историк моды Александр Васильев.


К концу XIX века модельеры приходят к мысли о необходимости внести в модный процесс нотку театральности — так появляются первые «парады манекенов», которые в XX веке станут неотъемлемой частью модного процесса. Не менее дружественными являются отношения моды с кинематографом, который с момента своего появления стал для модельеров самым желанным подиумом для демонстрации моделей.

О тесной связи кинематографии и модной мысли в своих лекциях рассказывает Людмила Алябьева — историк моды, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», филолог, преподаватель, куратор. Такой исторический экскурс мы не могли пропустить.


Зоя Звиняцковская — историк моды, автор книги «In progress. Fashion of Ukraine since 1991». Вместе с ней в аудио-программе отслеживаем как развивалась история моды в Украине, что надевали после распада СССР, и как назывались вещи, для которых слова еще не были придуманы.


Этот документальный фильм основан на недельной съемке эпатажного и неординарного модельера Карла Лагерфельда. Впервые лента продемонстрирована на кинофестивале в Берлине. Карл Лагерфельд шил коллекции для дома Шанель и других модных домов, является автором нескольких парфюмерных ароматов, профессионально фотографирует.

Наверно, сложно найти увлеченного модой человека, который не слышал имени Лагерфельда. Изучая историю его творений и его жизни, мы становимся немного ближе к настоящему искусству моды.


Продолжая касаться темы исторического пути главных кутюрье истории, мы не можем не вспомнить о Кристиане Диоре.

Кристиан Диор не только изменил и сделал модной «высокую моду», он противоречил самому образу модельера, принятого в обществе. Этот француз никогда не шел на поводу у своей популярности. Он завоевал мир, благодаря смелому взгляду на женскую элегантность,сделал Париж настоящей столицей моды, оставаясь при этом сдержанным и консервативным человеком. Но что повлияло на вкусы Диора? Что вдохновляло его динамичное творчество и принесло потрясающий успех? Детство в Нормандии, вечный образ материнской элегантности, его любовь к цветам искусству и архитектуре? Фильм помогает взглянуть изнутри на тайны человека, ставшего легендой — Великого модельера Кристиана Диора.


В XX веке, когда связи между модой и искусством становились все более тесными и интенсивными, оказалось очевидно, что считать моду несерьезной и недостойной высоких стандартов искусства сферой, было бы слишком поверхностной и утратившей свою актуальность оценкой, с чем мы, естественно, не согласны. В процессе следующей дискуссии рассматривается история взаимодействия моды и искусства и одновременно формируется ответ на не теряющий актуальности вопрос: «Является ли мода искусством?»